Дело выеденного яйца

Этот питательный и во всех отношениях достойный уважения продукт долго и незаслуженно преследовался. Лет тридцать назад медики даже объявили яйцо чуть ли не главным источником холестерина (читай: исчадием ада - ведь с этим веществом связывают развитие атеросклероза и таких его проявлений, как инфаркты и инсульты).

Роковые яйца
Больше всего ополчились на яйца в США. Американцам рекомендовалось есть не больше 3-4 яиц в неделю. Общенациональный журнал “Тайм” на пике антихолестериновой компании поместил на своей обложке глазунью из двух яиц и пугающую надпись о том, что ждет тех, кто не брезгует этим блюдом по утрам. Понятно, что сделано это было для просвещения нации в вопросах здорового питания. Но меня эта надпись напугала не больше, чем предупреждение Минздрава, что курение опасно для вашего здоровья. И тем не менее, многие изгнали со своих столов классический английский завтрак.

Вопреки медицинской науке я никогда не верил в то, что яйца опасны для здоровья. В моей голове не укладывалось, что продукт, который дает начало жизни - помните: “Omne vivum ex ovo” (”Все живое из яйца”)? - может быть исчадием ада. И вовсе неважно, что речь здесь идет о яйцах вообще. Взгляд традиционной медицины казался мне очень ограниченным: из одного холестерина, который в “куриных фруктах” действительно есть, не может развиться новый организм. Судите сами: цыпленок развивается только из того, что содержится внутри скорлупы, малек рыбы - из икринки. Для того, чтобы они развились, в яйцах должна быть масса других полезных веществ, необходимых для строительства их организма.

Первым поддержал убеждения в том, что яйца безопасны для здоровья, известный специалист по пищевой химии Дмитрий Иванович Кузнецов. Еще в 70-е годы он обнаружил, что в яйцах холестерин не совсем такой, как в других продуктах. Дмитрий Иванович предположил, что ведет он себя в организме иначе и в развитии атеросклероза не виноват. Но исследований в этом направлении продолжить в то время не смог - не позволяла научная база.

Тридцать лет спустя
Не так давно реабилитировать яйца попытались даже за океаном. Американские ученые Гарвардского университета подвели итоги очень серьезного и долгого международного исследования, в результате которого выяснилось, что яйцо или два день не приносят большинству людей никакого вреда. И опубликованы эти результаты были не где-нибудь, а в одном из самых авторитетных медицинских журналов в мире - в JAMA (The Journal of the American Medical Association).

В течение 14 лет медики наблюдали почти 120 тысяч мужчин и женщин, детально изучая их гастрономические привычки. Также фиксировались все инфаркты миокарда и инсульты (нарушения мозгового кровообращения). В результате оказалось, что те, кто съедал от семи до четырнадцати яиц в неделю, страдали этими недугами не чаще тех, кто поглощал за это время не более одного яйца.

Заключение доктора Меира Стампфера из Гарварда, руководившего этим исследованием, было следующим: “Яйца повышают в крови уровень холестерина, но это увеличение очень маленькое, и кажется, что они его компенсируют за счет других питательных веществ… полезных питательных веществ, которые присутствуют в яйцах”. Как говорится, что и требовалось доказать! Для этого элементарного вывода понадобились многолетние исследования и миллионы долларов на их проведение.

Щит и меч в одном флаконе
Что же полезного в яйцах? Начнем не с белков и жиров, которые, между прочим, в яйцах весьма привлекательны для организма, а с фосфолипидов. Они нужны буквально везде - без них нельзя построить оболочки клеток, их много в мозге. Но кроме того, они являются незаменимыми “кирпичиками” в организме, они помогают поддерживать здоровье печени, усиливая ее защитные функции против массы токсических веществ с которыми ей приходится сталкиваться ежедневно. Самое известное из них - алкоголь, последствия воздействия которого на печень бывают весьма плачевны, и смягчить их могут только фосфолипиды. У них есть еще одна очень благородная миссия - они снижают количество холестерина в крови. Теперь все понятно: яйцо - своеобразный щит и меч в одном флаконе - с одной стороны, оно увеличивает количество холестерина в крови, с другой - снижает его концентрацию с помощью “своих” фосфолипидов.

Химический состав
Если “разложить” обыкновенное куриное яйцо на составляющие, получится примерно такая картина:

# Холестерина в яйцах действительно немало: в среднем яйце 213 мг. Если учесть, что в день не рекомендуется принимать более 300 мг холестерина, то одно яйцо покрывает этот лимит более чем на две трети. Но благодаря фосфолипидам холестерин оказался не так страшен, как его малевали.

# Жиры в некоторой степени также нивелируют влияние холестерина - в яйце они подобрались весьма удачно. В желтке (в белке жиров нет) содержится 5 г жира. Из этого количества на вредные насыщенные жиры приходится только 1,5 г, остальное - полезные ненасыщенные жиры, которые тоже могут снижать холестерин в крови.

# Белки - просто кладезь! В них содержатся практически все незаменимые аминокислоты. В том числе и метионин, который очень удачно работает в альянсе с некоторыми фосфолипидами. В среднем яйце 10-13 г белка. По существующим меркам это очень приличная доза.

Добавим ко всему этому 13 витаминов (из которых витамина D очень много) и множество минералов, учтем, что в одном яйце всего лишь 75 килокалорий, и получим совершенно уникальный природный продукт.

Отсюда вывод: лакомиться одним-двумя яйцами в день вполне можно. Правда, из этого правила есть одно исключение - не стоит этого делать больным сахарным диабетом. Обмен веществ у них изменен, и защитные антихолестериновые механизмы работают плохо.

Есть, что сказать?